Уравновешивание двигателя
В уравновешенном двигателе при установившемся режиме работы силы и моменты сил, передаваемые на его опоры, постоянны по величине и направлению или равны нулю.
Уравновешивание можно осуществить двумя способами:
1) расположение определенным образом цилиндров и выбором такой кривошипной системы коленчатого вала, чтобы переменные силы инерции и их моменты взаимно уравновешивались;
2) созданием с помощью дополнительных масс (противовесов) новых сил, в любой момент времени равных по величине, но противоположных по направлению основным уравновешиваемым силам.
Динамический расчёт показывает, что на КШМ действуют:
- силы инерции поступательно движущихся масс и
,
- центробежные силы инерции ,
- возникают моменты ,
,
,
.
Все эти силы и моменты вызывают неуравновешенность двигателя.
Следует учитывать, что опрокидывающий (крутящий) момент уравновесить невозможно, так как двигатель имеет один коленчатый вал. Следовательно, считаем двигатель уравновешенным, если выполняются следующие условия:
S=0, S
=0,
S=0, S
=0,
S=0,S
=0.
Для двухтактного двухцилиндрового рядного двигателя с кривошипами под углом 180° имеем:
S;
S.
Уравновешивание оставшихся сил и моментов:
1) Силы инерции второго порядка обоих цилиндров всегда имеют взаимно одинаковое направление и поэтому не уравновешиваются, а дают свободную силу:
или
.
Эта сила действует по оси параллельной осям цилиндров и проходящей через середину коленчатого вала, и может быть уравновешена только противовесами, установленными на дополнительных валах, вращающихся навстречу друг другу с угловой скоростью 2w:
радиус вала принимаем ;
Масса противовеса рассчитывается из условия:
;
где л – сила, возникающая при вращении уравновешивающего вала;
– диаметр уравновешивающего вала;
кг – масса противовеса на уравновешивающем валу.
2) Неуравновешенный момент от сил инерции первого порядка вызывает продольные колебания двигателя. Уравновесим этот момент установкой двух валов с противовесами, вращающимися в разные стороны с угловой скоростью w.
Момент на одном уравновешивающем валу будет равен:
,где
м – радиус уравновешивающего вала;
м - длина уравновешивающего вала.
Общую массу вала находим из:
кг,
так как масса на валу распределена по его концам на две равные части, то каждая из них равна:
кг.
3) Величина момента от центробежных сил инерции, действующего во вращающей плоскости коленчатого вала:
.
Этот момент может быть полностью уравновешен установкой противовесов с массой на продолжении щек коленвала.
Масса , расположенная на расстоянии
от оси коленчатого вала, определяется аналогично предыдущему: